Избранное сообщение

Фетісов В. С. Комп’ютерні технології в тестуванні. Навчально-методичний посібник. 2-ге видання, перероблене та доповнене / Мои публикации

В 10-х годах я принимал участие в программе Европейского Союза Tempus "Освітні вимірювання, адаптовані до стандартів ЄС". В рамк...

Благодаря Интернету количество писателей и поэтов увеличивается в геометрической прогрессии. Поголовье читателей начинает заметно отставать.

вторник, 1 января 2019 г.

10 вопросов программисту: зачем всю жизнь сдавать экзамены?

habr.com
Сергей Осмачкин — человек неординарный. Можно сказать, что он был IT-евангелистом еще до того, как появилось это слово. Начинал с логарифмической линейки, паял Радио 86 из подобранных калькуляторов. Занимался цифровизацией Эрмитажа, а недавно — несмотря на серьезную операцию — нашел в себе силы сесть и заняться непростыми облачными экзаменами от Microsoft.
Причем сдавал их дважды — потому что считает не развлечением, а очень полезным занятием для прокачивания скиллов и карьерного роста. Сейчас Осмачкин занимается Share Point и облачными технологиями. В первом специалистов все меньше и меньше, во втором, наоборот — все больше тех, кто считает себя спецами. Нам показались интересными и его профессиональный опыт, и видение будущего технологий. Поэтому мы попросили ответить его на «10 вопросов программисту».
— Как вы пришли к идее сдачи экзамена Microsoft? Как изначально представляли цели, связанные с этим экзаменом?
— Начнем с того, почему собственно Microsoft. Был момент (почти 30 лет назад), когда я выбирал лошадь, на которой поеду, а по сути — между: Маком того времени; Unix, точнее, системой X11; и Windows 2.1. Выбор пал на Windows — он был наиболее удобен и лучше всего подходил под мои задачи. В тот момент я работал в Курчатовском институте и занимался системами контроля и диагностики водо-водяных энергетических реакторов. Специфика работы предполагала необходимость строить пользовательский интерфейс, оперировать разными данными, и нельзя было обойтись без оконной системы.
В Х11 был набор заготовок, которые приходилось сшивать и склеивать. В Макинтоше пришлось бы самому заниматься обработкой внутрисистемных сообщений, а у Windows для этого была штатная очередь сообщений — достаточно простой и понятный механизм, вокруг которого можно было организовать всю жизнь приложения. Поэтому достаточно рано принял Windows как среду, которая мне подходит.
Но ближе к экзаменам. Чуть больше полугода назад мне по рассылке пришло уведомление о мероприятии CloudPro 2020, причем можно было подключиться онлайн. И я подумал: почему бы и не посмотреть? На мероприятии было промо, чем-то похожее на тест. Ответил на вопросы (они были достаточно понятны и интересны) — получил ваучер. Потом понял — придется сдавать экзамен. На самом деле и ваучер, и участие в мероприятии выросли из моего интереса к облакам и понимания, насколько эта технология нужна, перспективна, и что пора с этим разбираться всерьез.
Экзамены случились нечаянно, ваучер подтолкнул, хотя их польза осознавалась сразу — увеличением статуса в LinkedIn и других биржах, например.
— Расскажите о своем самом интересном проекте.
— Начало девяностых, Радио 86 РК — мы с приятелем их собирали. На помойке находили кнопки от калькуляторов — кнопочные с железным механизмом, складывали вместе — припаивали и получали клавиатуру в железном блоке. Программы записывали на катушечный магнитофон. Моя программа моделировала взлет и посадку самолета — сам самолет рисовался подходящим символом. В зависимости от модели, менялись воздушные характеристики: как хорошо взлетал кукурузник, и как тяжело садился Боинг — он огромный!
И хотя потом было много запоминающихся проектов, например, цифровизация Эрмитажа, эмоции того начального периода, тот энтузиазм — они невероятно остро переживались и, наверное, это и были лучшие период и проекты. С точки зрения эмоций и личного интереса — это точно было лучшее время.
— Вы изначально хотели работать в IT?
— Нет, даже не собирался, мне это не казалось чем-то захватывающим. А потом, с реальными проектами, проснулся интерес. Среди этих проектов были и игры — я начинал с командой, которая сделала «ИЛ-2», еще до того, как они сделали «ИЛ-2 штурмовик».
А параллельно я с приятелями писал драйвера под Windows для самодельной платы видеозахвата — на смеси ассемблера и С. И это была специфика 90-х — ничего не понятно, информацию нигде не получить. Приходилось ходить по библиотекам, разбирать журналы на английском.
— А какой самый запоминающийся фейл?
— Я был молодым специалистом в Курчатовском институте, и меня отправили на пуско-наладочные работы Южно-Украинской АЭС. Моей задачей была проверка правильности размещения в активной зоне определенных датчиков — через анализ данных рентгенограмм. Нужно было обработать и выдать усредненные параметры размещения. Времена доисторические, и у меня была дилемма: считать логарифмической линейкой или калькулятором. Я выпросил себе калькулятор БТ-34, программируемый. У него примерно 20 ячеек и 90 для кода, и маленькая клавиатура.
Сидел весь вечер, считал. Но где-то в последовательности записи кода программы ошибся. Вышел скандал. Приехал еще один специалист, пересчитал на линейке — все сошлось.
С тех пор я навсегда уяснил и запомнил, что всегда должна быть тестовая схема. Пример, на котором должен быть известный результат. Но понимания этого тогда не хватило.
— Вы производите впечатление человека, который точно знает — зачем он что-либо делает в жизни, в том числе, сдает экзамены. Зачем — логически, аргументированно — объясните нам, вы решили это сделать?
— Дело не только в выигрыше ваучера на сдачу экзамена, конечно. Все это совпало со сложной личной ситуацией: мне должны были сделать достаточно серьезную операцию, и чем она обернется, было не очень понятно. И в некотором смысле, это была попытка постелить соломку под все «казусы», которые могла преподнести жизнь. Облака позволяют работать удаленно, даже в случае, если ты малоподвижен. Это был один из аргументов, который подгонял меня работать в этом направлении.
И за две недели до операции я сдал экзамен. Онлайн, на русском языке. Экзамен довольно сложный, но сам процесс сдачи невероятно интересный — всю комнату осмотрели камерой, попросили закатать рукава, не подносить руку к наушникам, и все три часа потом за мной наблюдали. Даже мои очки осмотрели!
После сдачи второго экзамена мне показалось важным оценить, насколько я могу повысить свою сертификацию, исходя их тех формулировок и запросов, которые я встречал на биржах (в первую очередь — LinkedIn и hh.ru). Мне сначала показалось, что спрос на знание мультиоблачных технологий очень высок. Я готовился присмотреться к AWS и даже прослушал начальный курс на udemy.com. Но значительный объем этой темы не соответствовал моим временным возможностям. Тогда я начал разбираться в IoT, Streaming Analytics и Power BI. Эти направления были выбраны исходя из того, что я видел перспективы поучаствовать в подобных проектах. Реальность оказалась другой — я реально смог выполнять работы и стал учиться на соответствующих курсах только по Power BI. Продвигаясь в этом направлении, понял, что мне необходимо повысить навыки и в MS Analysis Services (как в облаке, так и On-Prem).
Тем не менее, сдача экзамена 70-778 «Анализ и визуализация данных с помощью Microsoft Power BI» мне кажется реальной и оправданной целью. Я заметил, как увеличилось число просмотров моего профиля на LinkedIn, как только я разместил там новый сертификат о сдаче экзамена.
Cдача экзаменов — это попытка повысить свою привлекательность и «стоимость» на рынке специалистов. А «облака» дают дополнительную возможность рассчитывать на удаленную работу.
— Вы проговорились, что работали с Эрмитажем — не могли бы вы рассказать, в чем пересеклись айтишники и известный музей?
— Это было крайне интересное время, когда меня пригласили как специалиста по базам данных. И я разрабатывал базу данных «Сокровищ Эрмитажа». Проект был комплексный — туда входила и система помощи посетителям, и план музея: где какой экспонат находится и как к нему пройти.
Было достаточно много архитектурных вопросов по инфраструктуре — с сетевыми коммутаторами, как правильно построить сети и т. д. Но для меня это было особо интересно, потому что помимо технической, была и другая, скажем так, творческая сторона. Помню общение с хранителями музея — а это особая каста, — к которым обращались по «тонким» вопросам. Попробуйте, например, описать нумизматику в базе данных: нужно было выбирать атрибуты и представление, и что оно должно описывать, и сколько символов, и т. д. Хотя, чаще я общался с эрмитажными кошками. Вы знаете, что они — штатные сотрудники музея? Мышей ловят.
Порой я просто спускался в подвалы Эрмитажа — и это было невероятно увлекательно. Вообще, сам проект давал ощущение причастности к чему-то большому и великому.
— Расскажите, есть у вас какая-то определенная методика подготовки к экзаменам? Какой совет вы могли бы дать по подготовке? 
— Конечно же, нужно понимать темы и процентное распределение тем и вопросов. Нужно иметь возможность максимально близко прикоснуться к формату экзамена. Я прошел несколько обучающих курсов — очень близких именно по формату к экзамену, также они давали возможность разобрать, что и почему было неправильно.
То есть необходимо привыкнуть к контексту задания и разобрать все «дыры» в знаниях.
В подготовке и сдаче экзамена мне помогли упорство (да, без упорства — никак) и возможность достаточно большое количество личного времени уделить этому процессу. У меня ушло примерно 2-3 месяца на подготовку к каждому экзамену.
Хорошо, что была возможность сдавать экзамены удаленно — пользуясь соответствующим сервисом Pearson VUE. На их сайте зарезервировал день и время сдачи. Один раз перенес на другой день существенно ранее намеченного срока, и это сошло мне с рук. Все правила, конечно, описаны на их сайте, и систематически нарушать их нельзя.
Для сдачи с помощью Pearson VUE надо скачать специальную программку, которая проверяет совместимость установленного софта и скорости интернета у вас. Даже эта проверка и подтверждение не спасли меня от требования персонала Pearson VUE, чтобы я отключил второй монитор от своего компьютера во время экзамена.
Проходной балл обоих экзаменов был 700 (каждый вопрос имеет некоторый «вес», сумма правильно отвеченных вопросов образуют набранный вами балл). В экзамене 70-532 («Разработка решений Microsoft Azure») я сдавал на русском языке и набрал 733 бала. В полученном отчете по этому экзамену мне лучше всего удались ответы на вопросы по разработке и реализации стратегии управления хранилищами и данными. А хуже всего — связанные с созданием виртуальных машин (там слишком много деталей и подробностей).
Во втором экзамене 70-535 (Architecting Microsoft Azure Solutions), который был на английском языке, я набрал 770 баллов при необходимом пороге 700. В этот раз лучшей темой у меня оказались Design Networking Implementation, а наихудшей — Design Data Implementation.
После удачной сдачи Microsoft на сайте предлагает получить скидки на материалы и подготовку к сдаче последующих экзаменов.
— Видите ли вы конкурентное преимущество в изучении технологий, пик интереса к которым прошел? Как, например, Share Point.
— Я уверен, что системы на Коболе еще живы и требуют поддержки. С точки зрения SharePoint, он хорошо решал задачи своего времени, я занимался им с 2003-ей версии. Версия 2010 была настоящим технологическим скачком, а 2013 и 2016 уже не сильно отличалась по функциональности. И многих устроила 2010. Такая же логика, как с Коболом, может быть применена к версии 2019 SharePoint — многих устраивают предыдущие версии, все же работает. Имеет ли смысл сегодня изучать 2003-ю? Конечно, это не разумно. Разница с тем, что было тогда и сейчас, огромная.
А вот если человек уже находится внутри системы и ему необходимо разобраться и что-то сделать, вести разработку — то почему бы и нет.
— Изменилось ли что-либо в вашем восприятии разработки и используемых инструментов после сдачи экзаменов? 
— Безусловно, теперь стало понятно, что правильнее решать задачи при помощи шаблонов или типового подхода. Например, я мог написать конфигурационный файл в JSON, который бы задавал конфигурацию серверов, настройки, поведение, масштабируемость — в общем, ряд достаточно сложных параметров. Щелчок — проталкиваешь в облако и все работает. Думаю, что в недалекой перспективе искусственный интеллект и в этом вопросе решит целый круг задач: нужно будет описать задачу, а система уже сама определит все нужные ресурсы и выделит их в облаке.
Сдача экзаменов позволила шире взглянуть на облачные технологии, оценить тенденции и перспективы. Мне удалось выбрать дальние и ближние цели для развития. Среди них, например, сужение и углубление профессиональной компетенции, погружение в определенные участки облачных технологий (обработка, аналитика и визуализация данных). Понимаю, что звучит смешно, так как это совсем не узко, но это связанные области, и я намерен осознанно продвигаться в них.
Если получится оказаться в проекте, где данные будут от IoT, а аналитика будет связана с цифровой обработкой временных рядов, тогда мне, полагаю, удастся применить мои давние знания и навыки.
— Невозможно не спросить человека с таким колоссальным техническим опытом: что вам кажется наиболее интересным технологическим трендом сегодня?
— Задача определения контекста. — Сейчас бизнес-системы могу принимать решения на основе даже сильно зашумленных или противоречивых данных, но вот с определением контекста — у них очень туго. Например, я тороплюсь и ищу билет на поезд через 20 минут, и тут на экране смартфона всплывает окно или сообщение от чат-бота: «Хотите дешевые билеты по акции?» — Конечно, не хочу, у меня уже через 15 минут поезд. К чему мне это? Или наоборот, я собираюсь с семьей в отпуск через месяц — конечно, я хочу узнать о подобной акции. То же самое с системами контроля — если мы видим, что человек заснул на посту или просто отвлекся, и сработал датчик дыма, даже на минимальном уровне, нужно поднимать тревогу.
Так что в целом — я вижу в задаче определения контекста один из ключевых технологических трендов.

Microsoft начала открывать в России первые авторизованные учебные центры еще в начале 90-х годов прошлого века. Тогда IT-сертификация была востребована и даже престижна. Сейчас сертификация стала объективным методом оценки профессионалов, IT-инженеров и разработчиков. А в рамках программы CloudPro 2020 Microsoft занимается продвижением в России сертификации по своим облачным продуктам (Azure, Data, M365). Цель программы CloudPro 2020 – подготовить к 2020 году 1000 сертифицированных архитекторов по Microsoft Azure.
Источник: https://habr.com/article/434846/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=434846

Комментариев нет:

Отправить комментарий