Избранное сообщение

Фетісов В. С. Комп’ютерні технології в тестуванні. Навчально-методичний посібник. 2-ге видання, перероблене та доповнене / Мои публикации

В 10-х годах я принимал участие в программе Европейского Союза Tempus "Освітні вимірювання, адаптовані до стандартів ЄС". В рамк...

Благодаря Интернету количество писателей и поэтов увеличивается в геометрической прогрессии. Поголовье читателей начинает заметно отставать.

воскресенье, 6 января 2019 г.

Путь программиста – Что? Где? Когда? / Начинающему программисту

Привет, Хабр! Уже много сказано об образовании, в частности для программистов, о программах, что лучше подходят или не подходят, но каждый год ситуация меняется и как бы грустно не было, в этом надо разбираться (будь ты абитуриент или работодатель). Очень важно начать свой путь именно с выбора alma mater… Прошу под кат всех, кого не испугает длинная статья по теме.

0 – Нулевая ступень. Школьное образование. Средняя школа (с 5 по 9 классы)


Первое с чем мы сталкиваемся в жизни – школа. Это просто огромная часть нашей жизни, зачастую наш второй дом (к сожалению, в текущих реалиях – с точки зрения времени проведенного в школе). И как к очень важному событию, необходимо ответственно и осознанно подойти к выбору своего будущего учебного заведения.
Математика
Особую роль в жизни человека, склонного к рациональному мышлению или любящего думать, играют точные науки такие как: математика, физика и информатика. Многие могут спорить о том, что математика не сильно нужна в бóльшем спектре задач в сфере IT, но позвольте не согласиться. Всё, начиная с механических счетных машин до создания первого компьютера, было основано на математических принципах и моделях. Да, это, безусловно, был не один узкий раздел математики, но для каждой задачи необходим свой подход и он мог быть найден в математике. Умение думать ещё никому не мешало, это очень полезный навык, но одной здравой мысли мало, нужна дополнительная библиотека, с помощью которой ты сможешь реализовать свою задумку. Так вот в роли такой библиотеки выступает математика.
Физика
Физика “чистому” программисту не нужна, но если ещё юный разум понимает, что просто так науки не дают, то он прав. Физика не нужна там, где даже теоретически её не применяют, но в целом спектре задач она оказывается просто жизненно необходимой. Посмотрите хотя бы на разработку игр, вы можете использовать уже готовые решения, движки, но разве вы не хотели бы что-то исправить, переделать или попросту понять как же это работает? А если нужно будет переделать? Без знания фундаментальных основ вы будете рыться в учебниках или на сайтах в поисках истины, но если вы знаете что это и как это применять, то вам не придётся тратить время на поиски и терять нервные клетки. Вас начнут ценить не просто как monkey-кодера, но как человека думающего, способного решить фундаментальную проблему. Разве не в этом смысл? Все научные расчеты, визуализации, и другие вещи сейчас делают на компьютерах, а программы пишут те самые программисты.
Её также стоит принять и потому, что она решает целый ряд бытовых задач. Например, если у вас неполадки с блоком питания, то вы запросто замените взорвавшийся конденсатор и продолжите работу. Вы поймете, почему могут возникать сбои в работе на аппаратном уровне и как этого избежать. Поэтому в школьные годы физику точно не стоит избегать, тем более, что программа не такая уж и сложная.
Информатика
Что тут можно сказать – не беда, если у тебя что-то не получается или тебе не слишком нравится (ведь это только средняя школа). Но, если тебе нравится и чувствуешь порыв заниматься этим – прекрасно!
В российских реалиях без уроков информатики идти в программирование не столь привлекательно. Вас, конечно, научат в некоторых ВУЗах, но это будет не слишком правильный подход и скорее всего, вы бросите это дело.
Стоит ли учить программисту информатику или больше внимания уделить математике в школе? Хороший вопрос, все зависит от того насколько у вас хорошо обстоят дела с каждым из предметов. Нельзя за счет первого довольствоваться вторым.
Самое главное – принимайте участие в олимпиадах. Так вы становитесь умнее, набираетесь опыта и знакомитесь лучше с миром “думающих” людей. Возможно, тебе настолько не повезет, что ты не выиграешь ни одной олимпиады, но скажу хорошую новость: я не знаю ни одного человека, который бы постоянно участвовал в этой движухе и не выиграл бы ни одной олимпиады (или хотя бы не стал призёром).
Можно сказать, что школьное знание этих предметов имеет намного больше плюсов, чем минусов. Чем ты моложе, тем больше ты должен впитывать полезной информации.

1 – Первая ступень. Школьное образование. Старшая школа (с 10 по 11 класс)


Встает нелёгкий выбор: посвятить своё время хорошему обучению и сдаче гос. экзаменов (таких как ЕГЭ), или, может вникнуть в профессиональную деятельность и начать заниматься прикладным программированием, а может вовсе сделать упор на олимпиады и алгоритмы?
Однозначного ответа нет, хотя я по-прежнему советую принимать участие в олимпиадах, это очень полезно.
Что касается посвящения себя “настоящему” программированию, то этот путь подойдет не каждому. Цель, которую в итоге необходимо достичь – это стать программистом, настоящим профессиональным “брэйн-кодером”. Вспомним истории тех людей, что бросали университеты и затем становились миллиардерами в it сфере: Стив Джобс, Билл Гейтс, Марк Цукерберг, Майкл Делл и другие. Но поймите одну очень важную вещь: никто из них не ставил своей целью бросить учебу. Кто-то был сыном богатых родителей и имел талант к ведению бизнеса, кто-то родился в именитой семье и тоже не был дураком, кому-то же повезло меньше, но он был гениален. У каждого своя история, но если одни бросают учебу из-за трудностей в выживании и только потом “встают на ноги”, то другие сразу имеют фору в виде семьи и им нет никакого дела до обучения, когда можно взять и открыть своё дело.
К слову сказать, несмотря на престижный статус семей Цукерберга и Гейтса они были талантливыми учениками и проводили своё время в лучших университетах мира. Так вот, если жизненная ситуация позволяет чувствовать себя хорошо: у тебя есть дом, еда и близкие люди, то никогда не надо жертвовать определенным настоящим, ради неопределенного будущего. Учись, пока есть возможность, пиши программы, учи точные науки, ведь в итоге твоя первая значимая цель в таком случае – хороший ВУЗ. Но будь то ЕГЭ или олимпиады, готовиться надо. Ты можешь не тратить время на такие вещи как биология, химия, география, потому что тебе сейчас они точно не нужны, в 10-11 классах там слишком узкая информация и нет смысла запоминать сколько месторождений нефти в Тюмени или какое потомство будет у пятнистой кошки. Конечно, IT сфера намного более толерантная в плане трудоустройства, но ты можешь начать комплексовать из-за того, что остальные с образованием, а ты нет, что одни прошли какие-то ступени, а ты нет и даже если потом ты будешь в 5 раз превосходить по мастерству своих коллег, то тебя не будет покидать ощущение, что ты что-то не успел, забыл, не доделал…
В общем, теперь более подробно про обучение.
Если ставить целью хороший ВУЗ, то нужна хорошая школа. Как её выбрать? Очень просто: гуглить рейтинги школ/лицеев, читать про каждый понравившийся, поспрашивать учащихся и составить свой контрольный рейтинг. В итоге, поступай туда, где тебе будет комфортно во всех отношениях. Придется много работать, но оно того стоит.
Но если ты не попал туда, куда хотел, то не надо отчаиваться. Во-первых, вспомни про самообразование, тем более оно пригодится тебе ещё не раз. Во-вторых, у тебя появилась огромная возможность потратить время на хорошую подготовку. Скорее всего, в олимпиадном направлении преподаватель тебе уже не поможет, но ты можешь отлично подготовиться к ЕГЭ. Ищи курсы, построй график занятий и начинай работать. Если ты будешь четко следовать графику, то ты увидишь, насколько лучше ты стал знать материал. Так что это вполне достижимо, набрать 300 или 400 баллов на ЕГЭ. Ищи курсы, читай книги, решай варианты!
Пора ботать!

2 – Первая альтернативная ступень. Колледж (после 9 класса)


Очень неожиданно. Кого интересуют колледжи? — спросите вы. Тысячи девятиклассников — отвечу я.
Может для кого-то будет новостью, но в нашей стране есть следующий тип заведений: колледж.
Ещё лет 10 назад колледжи поголовно напоминали те самые ПТУ, которые выступают в роли мемов на разных интернет площадках. Но уже буквально сегодня спрос на СПО (среднее профессиональное образование) возрос многократно среди учащихся. С чем это связано? Я могу назвать несколько причин:
  1. Отсутствие необходимости сдавать ЕГЭ при поступлении и после окончания.
  2. Внутренние экзамены в университет.
  3. Профессиональные навыки и профильные предметы.
  4. Дипломированный специалист.

Очень многим не нравится система ЕГЭ и поэтому зачастую это является первой причиной пойти в колледж. Нельзя за это осуждать, т.к. любой экзамен это стресс, а если его еще и пересдать нельзя в тот же год, то тем более. На самом деле, по-хорошему это должна быть самая малозначимая причина. Многих прельщает возможность сдавать внутренние экзамены вместо ЕГЭ.
Профессиональные навыки и профильные предметы это просто неотъемлемая часть каждого колледжа. Помимо того, что вы получаете базовые знания в проф. области вы уже начинаете применять их в этой области. Технические знания, навыки, опыт, все это делает данное учебное заведение ещё привлекательнее.
Ну и конечно, диплом, который говорит, что вы стали специалистом в своей области (на самом деле нет).
Все начинается с выбора направления обучения и подачи заявления в приёмную комиссию. Это очень похоже на приём заявок в ВУЗе, где точно также сидят люди за столиком, зазывают студенты и предлагают поступать к ним на факультет. Хочу представить вам специальность, на которой сейчас доучиваюсь последний год я (специальностей по программированию не так уж и много, есть ещё прикладная информатика, но наиболее разумный выбор именно ПКС).
09.02.03 – Программирование в компьютерных системах (ПКС).
Т.к. мы говорим о программистах, то логично предположить, что наиболее подходящая специальность это ПКС. Она целиком и полностью направлена на подготовку кадров разбирающихся в современных трендах прикладного программирования. Будь то веб или десктоп, может даже мобильная разработка это всё относится к этой специальности. Во многих учебных заведениях программа может варьироваться, но наиболее распространенные обязательные дисциплины это: 10-11 класс (стандартно — первый год обучения, обычно упор сделан на математику и физику), основы программирования, алгоритмизация (основы алгоритмизации), элементы математической логики (а-ля “light” версия дискретной математики), основы математического анализа (в которую частично включена программа линейной алгебры первого семестра технического вуза), операционные системы, сети и системы связи, архитектура компьютерных систем. На старших курсах могут появиться такие предметы как: прикладное программирование, веб-программирование, информационная безопасность. От колледжа к колледжу меняются программы обучения, направленность, но так или иначе эти предметы есть всегда. Всегда нужно просматривать программу обучения на официальном сайте учебного заведения, это важно.
Я немного описал тут предметы, которые у нас были

Вы должны сразу понимать: всё, что я сейчас написал про пары – сугубо локальные случаи. Т.е. всё может сильно отличаться в другом учебном заведении! Каждый преподаватель по-своему ведет занятия. Есть те, кто делает это лучше или хуже других, но в целом, сейчас испытывается дефицит профессиональных преподавателей, поэтому ожидать чего-то сверх не стоит. Просто принимайте все как есть, это единственная надежда нормально доучиться и не разочароваться.
Вступительные испытания:
Подготовки ни к ЕГЭ, ни ко внутренним нет (сейчас что-то похожее организовали, но в колледжах без вузов такого обычно нет). Об этом вам придется позаботиться заблаговременно (за год или два). Все технические вузы принимают по внутренним экзаменам при наличии диплома СПО(среднего профессионального образования). Подготовка ко внутренним очень похожа на подготовку к ЕГЭ. Так что у вас появляется возможность сдать ЕГЭ. В этом нет ничего страшного. Абсолютно. Я сам сдал и доволен. Так мало того, вы автоматически готовитесь ко внутренним. Процесс сдачи ЕГЭ прост, вам лишь нужно зайти на сайт РЦОИ и почитать где и когда вы можете сдать ЕГЭ. Затем приехать на регистрацию и ждать экзаменов. Внутренние же экзамены проходят непосредственно в ВУЗе, задания обычно проще или такие же, но также их меньше, чем на ЕГЭ (Однако, подготовиться к ним немного сложнее, т.к. примеров заданий прошлых лет почти нет и в день экзамена некоторые задания могут поменяться).
В общем и целом колледж — способ понять, нужно ли вам это или нет, а также приобрести различные навыки, чтобы в дальнейшем вам было проще работать и учиться. Многие идут после колледжа работать, но они идут лишь веб-программистами и зачастую только front-end разработчиками. Если ставить своей целью такое занятие, то вышка вам больше не нужна, но дабы получить широкие возможности мы подразумеваем логичное продолжение — ВУЗ. Так что далее будем рассматривать именно их.
UPD: Прошло приличное количество времени с тех пор как я начал писать эту статью и мнение моё немного поменялось. Подытожим.
Идёт 2019 год… Колледжи по-прежнему отстают в развитии от университетов и школ. Олимпиады не устраиваются, к соревнованиям команды не готовят, в школьных олимпиадах принимать участие нельзя, до университетских твой мозг ещё не дорос… То, что есть (например, WorldSkills) – ерунда, по крайней мере в IT компетенциях. Я участвовал не один раз и каждый раз что-то шло не так. То там чёткий тайминг выполнения сессии (одного из нескольких заданий), то там начисляют баллы за чистоту рабочего места (просто убейте таких организаторов), или просят сделать условно part 2 до part 1 (Как?! Не тупизм ли? Это например, как сначала написать страничку отправки запросов и они её проверят на работоспособность, а только потом писать сервер, отвечающий на эти запросы, что противоречит логике, потому что страничка ничего не получит в ответ пока нет сервера!), а также задания по типу “Надо заполнить вот этот excel файл информацией какой хотите откуда хотите, потом распечатать, хотя он даже в сыром виде не помещается на A4, но нас это не волнует – баллы придумаем.”. И понимаете в чём проблема – так везде среди колледжей. Тупые (именно тупые, глупые и плохо прописанные) задания, слабый (от слова “не существует”) преподавательский состав, бюрократия (когда ты постоянно ходишь, а твоя группа нет, но косяки за отсутствие скидывают на тебя, когда вместо фактических знаний им важнее формальные) и всё в таком духе. Последней каплей были два предмета в 7 семестре: Инструментальные средства разработки информации и инфокоммуникационные системы. Первый предмет вёл человек отдалённый от области, но хорошо запомнивший какие-то статьи из интернета на тему предмета и нудно рассказывающий их, делая вид, что мол это вы все тут дебилы, а мы то старики всё знаем лучше… Да ладно нудятину, но когда он забывает, что говорил вчера или 5 минут назад или любит поспорить с тобой без фактов… Но также и сети: нам третий семестр рассказывали одно и тоже. Понимаете насколько всё плохо? Третий семестр! Модель OSI – Да мы знаем, хватит уже! “Вот вам лаба, делайте” – “ок, сделали, давайте следующую” – “Не дам, вы же ходить не будете” – “Но мы это два семестра подряд делали” – “Ничего не знаю, лабы не дам, сидите на паре.”. Однозначно, в 2019, 2020, 2021, да и года так до 30 если ничего не поменяется крайне НЕ рекомендую идти в колледж.
Есть однако люди, которым, как оказалось, колледж открыл второе дыхание, но это исключения: люди, которые почти ничего не знали и решили узнать. Таких где-то 0.01% на всех учащихся. Ещё можно отметить, что по непонятной мне причине здесь концентрируются люди, которые предпочтут побухать в гараже, вместо похода на соревнование/хатакон/ctf… Особое отношение к девушкам (наверное, именно поэтому мне тяжело теперь адекватно оценить студентку): их мало, им все помогают или делают за них, у них всё в шоколаде, хотя по факту только треть из них что-то действительно делает и честно получает награду за работу.
Если вы уже было дело подумали поступать в колледж – не надо, этот плод ещё не дозрел. Как вариант – поступить, сдать ЕГЭ и забрать справку о прохождении полного курса школьной программы, а затем поступать уже в университет.
UPD: Накипело

3 – Вторая ступень. Высшее учебное заведение. Бакалавр


Вот мы и подошли к наиболее интересному этапу для разбора. Много вопросов насчет необходимости получения высшего образования программисту. Давайте я приведу аргументы почему оно необходимо, а затем почему нет.
  1. Первое на что смотрит работодатель впервые – диплом. Кто бы что не говорил, но это так. Грустно, но я это испытал на своей шкуре (об этом далее).
  2. Фундаментальная база, готовые курсы обучения. За вас уже написали программу обучения, чтобы вы не сами искали материалы, а брали уже готовое.
  3. Математика. Как минимум — она заставляет думать.
  4. Время на саморазвитие, изучение интересных направлений.
  5. Студенческая жизнь, приобретение навыков коммуникации и контактов.

Теперь посмотрим на контраргументы:
  1. Длительное время обучения. (4-5 лет)
  2. Много побочных дисциплин.
  3. Зачастую устаревшая программа.
  4. Возможность учить только необходимое и самому.
  5. Свобода действий, отсутствие страха вылететь из универа.

Вы можете сказать, что и без университета можно стать программистом. Да, можно. Всё дело в том, что для освоения некоторых областей придется потратить огромное количество времени, и не факт, что в итоге это приведет к успеху, поэтому проще будет отучиться в университете, где уже подготовлена программа обучения, придуманы практические и лабораторные и есть мотивация. Каждый выбирает своё, а мы движемся дальше.
Самое сложное это выбрать подходящий ВУЗ. Проблема кроется в нескольких вещах:
  • Качество образования
  • Ценность вуза (в глазах работодателей)
  • Сотрудничество с компаниями
  • Внутренние программы обучения

В наше время обучить человека довольно нелегко, особенно если профессия — программист. Проясним ситуацию.
Есть два типа программистов в ВУЗе: одни пишут программы на C# и программируют сайты, а вторые обучают нейросети, работают с big data, пишут программы для суперкомпьютеров и разрабатывают алгоритмы. Назовем этих людей “софты” и “научники” соответственно.
Для сопоставления программ обучения для каждого типа мы зайдем на сайты универов и почитаем программы обучения на следующих специальностях:
  • Прикладная математика и информатика (01.03.02)
  • Математика и компьютерные науки (02.03.01)
  • Фундаментальная информатика и информационные технологии (02.03.02)
  • Информатика и вычислительная техника (09.03.01)
  • Прикладная информатика (09.03.03)
  • Программная инженерия (09.03.04)

Рассмотрим каждую и условно поделим их на “софтовые” и “научные”. Внимание! В качестве предметов далее представлены только самые распространенные и наиболее повторяющиеся от вуза к вузу. Не исключена возможность обнаружить новый или не обнаружить предмет на сайте конкретного вуза.

ПМИ (01.03.02)


Первый претендент “ПМИ”. Чтобы понять о чем эта специальность мы рассмотрим программу следующих вузов: МФТИ, НИУ ВШЭ, МГУ (им. Ломоносова), МГТУ им. Баумана, ИТМО, СПбГУ, СПбПУ (Политех Петра Великого).
Сразу поясню, что направление может называться, например, ИВТ, но в Вузе есть разделение этого направления и поэтому я брал максимально подходящие под программирование учебные планы.

Итак, если открыть эти файлы, то видим, что обязательно в учебном плане “прикладная математика и информатика” есть такие предметы:

Из этого можно сделать вывод, что это довольно мощная универсальная программа, но преимущественно нацеленная на подготовку специалистов узкого плана. Т.е. специалистов по машинному обучению, data scientist (специалист по работе с данными), системных программистов (написание модулей операционных систем и т.д.). Однако, эта специальность довольно универсальна, с хорошим математическим аппаратом и фундаментальными знаниями информатики и программирования (помимо выбранной специализации на самой программе) можно стать профессионалом почти в любой области.
От себя добавлю, что самый большой конкурс в вузах именно на эту специальность. Программа может отличаться, преподаватели и условия быть разными, то тем не менее, всё больше людей понимают и осознают необходимость получения такого образования.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МФТИ – 295/295/310 (+ИД)
НИУ ВШЭ – 298/297/310 (+ИД)
МГУ – 422/425/510 (+физика егэ, +дополнительный экзамен по математике)
МГТУ им. Баумана – 277/268/310 (+ИД)
ИТМО – 309/283/310 (+ИД)
СПбГУ – 266/263/310 (+ИД)
СПбПУ – 253/249/310 (+ИД)
*у ВШЭ имеется две программы, которые схожи друг с другом. ПМИ и Прикладной анализ данных (ПАД). Первая ведётся на русском языке, вторая же на английском (информатика ЕГЭ заменяется на английский язык) и на 2018 год осуществляет подготовку только на контрактных местах. Отличие также в том, что ПАД целенаправленно сразу же готовит специалистов в области анализа данных (есть экономические дисциплины, меньше курсов по выбору, т.к. уже заданы).
Определенно эта программа относится к “научным”. Т.е. здесь довольно много математики, сложные дисциплины, и широкие возможности для дальнейшего развития.

МКН (02.03.01)


Что же, перейдем к следующей программе: МКН (математика и компьютерные науки).

Как вы могли заметить программа ещё более ориентирована на математический аппарат. Здесь много теории, а также низкоуровневых вещей, таких как разработка компиляторов, программирование на суперкомпьютерах, применение математических навыков в программировании. Если ПМИ это программирование, где помогает математика, то МКН это больше наполовину математики и программирования. Теоретические основы и узкоспециальные дисциплины делают отличного специалиста, но подойдет эта программа не каждому.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
СПБГУ – XXX/273/310 (+ИД)
СПБПУ – 251/246/310 (+ИД)
Абсолютно точно эта программа идёт в список “научных”. Главное не бойтесь слова “научная”, потому что я не просто так взял в скобки это слово.

ФИИТ (02.03.02)


ФИИТ — фундаментальная информатика и информационные технологии.

Здесь дан большой курс информатики в различных направлениях. Очень большой набор предметов, самая что есть теоретическая информатика. Не обошлось, конечно, и без математического курса. Программа похожа на МКН, но отличается своей вариативностью и более широким набором дисциплин, но в тоже время не даёт точно понять кого именно выпускает. С таким набором можно также изучить любую область программирования, но скорее всего придется потратить еще немного времени.
P.S. Напоминает сборную солянку, понравится тем, кто еще точно не понял что ему нужно от мира программирования.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
СПбГУ – 267/264/310 (+ИД)
СПбПУ – 258/254/310 (+ИД)
Программу отнесём к “научным”, здесь много теоретической и практической информатики, а также “джентльменский” набор математических дисциплин.
И вот мы уже подошли к специальностям, код которых начинается с цифры 9. Итак, встречайте, первый участник — ИВТ.

ИВТ (09.03.01)


Информатика и вычислительная техника.

Что мы видим? Здесь довольно мало дисциплин по программированию, если и есть то, в основном, это языки ассемблера. На этой специальности идёт подготовка инженеров и “низкоуровневых” программистов. Программирование микрочипов, написание кода операционных систем, создание своих систем вычислений, разработка команд процессора и пр.
в некоторых университетах требуется сдавать физику вместо информатики
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МФТИ – 389/410 (+ИД, +физика)
НИУ ВШЭ – 257/263/310 (+ИД)
МГТУ им. Баумана – 275/278/310 (+ИД)
ИТМО – 272/272/310 (+ИД)
СПбПУ – 255/249/310 (+ИД)
Довольно сложно четко отнести эту специальность к “научным” или “софтовым”. Она как бы стоит особняком. Однако, при должном уровне подготовки выходит грамотный специалист не только со знанием схемотехники и языков ассемблера, но и уверенным владением физических дисциплин, что само по себе непросто и позволяет отнести эту специальность к “научным”.
Настала очередь прикладной информатики.

ПИнф (09.03.03)


ПИнф — прикладная информатика.

Вопреки ожиданиям многих людей именно эта программа ориентирована на подготовку менеджеров программного продукта, управленцев в области информационных технологий и приобретение навыков ведения деловых переписок. Нужно открыть своё дело, оформить документы? Как раз выпускник этой специальности поможет вам в этом.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
МГТУ им. Баумана – 272/274/310 (+ИД)
ИТМО – 285/282/310 (+ИД)
Специальность “софтовая”, т.к. даны базовые навыки программирования, но бóльшая часть времени отведена изучению экономики, управления и прочих смежных областей.
P.S. Не в обиду: часто можно увидеть картину, когда выпускник “прикладной информатики” не умел программировать вообще (к счастью, это от него и не требуется).
Подойдем к финальной стадии — программная инженерия.

ПИ (09.03.04)


ПИ — программная инженерия.

Вы знаете, даже для меня программа специальности "программная инженерия" стала неожиданностью в том смысле, что ранее я сравнивал её с ПМИ, однако, при написании статьи и детальном изучении будет правильнее говорить о сравнении по крайней мере не только с ПМИ, но и с ПИнф. По сравнению с прикладной информатикой здесь меньше экономических и около экономических дисциплин. Также здесь широкий выбор направлений для программирования. Здесь есть всё, начиная от ассемблера, заканчивая разработкой интерфейсов. Набор математических дисциплин здесь представлен в меньшем объёме, нежели у ПМИ. Однако, это не означает, что вы не сможете заниматься машинным обучением, анализом данных и стать data scientist, это значит лишь то, что времени программы этому уделено меньше и вам скорее всего придётся покапать самому больше, чем студенту/выпускнику с ПМИ. Является по праву второй по популярности специальностью обучения среди абитуриентов.
Проходные баллы 2017 и 2018 ЕГЭ на бюджет (2017/2018/Максимально):
НИУ ВШЭ – 296/296/310 (+ИД)
МГТУ им. Баумана – 275/287/310 (+ИД)
ИТМО – 282/284/310 (+ИД)
СПБГУ – 282/281/310 (+ИД)
СПБПУ – 259/262/310 (+ИД)
Программа также как и ПИнф является "софтовой", что является отличным путём для тех, кто не хочет сильно париться с математикой как в случае с ПМИ, но побыстрее начать писать свои приложения.


В настоящий момент это не единственные специальности по подготовке. Например, МФТИ в этом году открыл направление "Computer Sceince", но будет только первый набор и программа на английском языке. Ещё в ВШЭ есть ПАД, о котором упоминалось раньше, но обучение там только на английском и только платно.
Теперь я хотел бы сказать о том, почему я не рассматривал другие ВУЗы или другие города. Во-первых я не хотел распыляться и взял только самые "топовые" университеты в Москве и Петербурге. К слову сказать, например, в Новосибирске есть замечательный НГУ (Новосибирский государственный университет), но там он чуть ли не единственный и понятное дело абитуриентам близлежащих городов следует поступать туда. Во-вторых я не вижу смысла рассматривать программу непрофильных вузов или вузов сильно ниже в рейтинге университетов, потому что они не показательные и стараются копировать программу "сильных" университетов.
P.S. Есть такая присказка, кстати:
Если вуз не может сделать себе нормальный сайт, то в такой вуз лучше не идти.
Самая большая проблема выбора состоит в том, что необходимо набрать почти максимальное количество баллов за ЕГЭ (или за внутренние экзамены, которые переводятся в 300/400 балльную шкалу) ради возможности поступить туда, куда хочешь, а не куда можешь.
Возьмём, к примеру, МГУ, МФТИ и НИУ ВШЭ. Сейчас это самые популярные ВУЗы в Москве и обладающие высокими позициями в международных рейтингах (относительно других Российских университетов). Но и конкурс соответствующий. Без должной подготовки попасть туда сложно. Однако, за ваши деньги как говорится (я сейчас абсолютно серьезно. проходной балл на платное неприлично маленький)...

Я бы хотел представить вам несколько интервью с людьми связанными с IT


Встречайте –
Саенко Иван, студент ВМК МГУ

Александр, разработчик в Booking.com

Роман Левин, руководитель корпоративного университета в образовательной компании

Алексей, разработчик интерфейсов

Как вы можете видеть судьбы у людей разные, но одно можно выделить точно: каждый, когда понял, что он хочет в этом развиваться, двигался и продолжает развиваться в этом направлении. Это очень важно – никогда не останавливаться. Ну, и напоследок хотел бы предоставить немного инфографики.
Графики построены на данных людей, которые учатся в ВУЗе и/или сейчас работают. (P.S. данные по всем опрошенным доступны здесь: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1utkv_GnvsU378ktW-Ztlcjdqb7zp8PCYShEBZOuLyjc/edit?usp=sharing)
Warning!

Пройти опрос и помочь статистике можно тут: https://goo.gl/forms/W7DGa1htfFCZlzOD3
  • Самый популярный вид учебного заведения обычная школа "СОШ №xxx"image

Также, почти все участники учились на 4 и 5, а любимым предметом были: математика, физика/информатика.
  • Подавляющее большинство участвовало в олимпиадах. Что, довольно ожидаемо.image
  • Примерно половина участников являются призёрами и победителями олимпиад, в том время как остальные сыскали меньше успеха.image
  • Баллы ЕГЭ.image
  • Участие в хакатонах.image
  • Конечно, большинство убеждены, что структуры данных и алгоритмы их обработки полезный навык.image
  • Связана ли работа с образованием/специальностью участника?image

Также отмечу, что большинство учится на бюджете. Специальности разные, но варьируются между 01.03.xx 02.03.xx и 09.03.xx. 17% сказали, что учится сложно. Подавляющее большинство участников также уверены, что алгоритмы либо важнее, либо их скорее важно знать. Можно ещё отметить, что должность (специализация работы) на данной выборке зависит не прямо пропорционально специальности, т.е. студент с ПМИ работает как и специалистом по машинному обучению, так и разработчиком корпоративных систем, мобильных приложений, так и преподавателем.
Насчёт важности диплома я могу сказать следующее: чтобы первый раз устроиться на работу вы должны как-то выделиться, вас должен как-то заметить и HR и технический специалист, который вас собеседует, одним словом – работодатель. Вы не поверите (вероятно), но когда я искал должность младшего разработчика C# все в первую очередь обращали внимание на образование. Т.е. настрой собеседующего сильно зависел от названия услышанного учебного заведения. Лично я заметил это в таких компаниях как: Леруа, Copter Express, МТС, Яндекс (хотя казалось бы, да?), Ланит БиПиЭм, Delta Solutions. Другие маленькие компании так и вовсе не пригласят на личную встречу без подтверждения наличия у вас высшего образования или факта, что вы являетесь студентом 3-го курса. Мне приходилось даже где-то лукавить, чтобы позвали. В итоге я всё же получил заветную работу в одной из этих компаний будучи студентом колледжа. Одно я понял для себя точно: иметь хорошую базу и достойный Вуз за спиной будет только большим плюсом!
Если остались какие-то вопросы, уточнения, то прошу в комментарии, чтобы я смог оперативно ответить.

Источник: https://habr.com/post/434908/?utm_source=habrahabr&utm_medium=rss&utm_campaign=434908

Смотри также:

Моя история прохождения интервью в IB IT (Java разработчик) в Лондоне с примерами типичных заданий. https://fetisovvs.blogspot.com/2018/11/ib-it-java.html
Советы студентам-программистам. https://fetisovvs.blogspot.com/2018/10/blog-post_6.html
Какие языки программирования изучать, чтобы найти работу в 2018 году? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/10/2018.html
Языки программирования для изучения в 2018 году. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/01/2018.html
Как стать хорошим программистом? Опрос пользователей сайта Quora. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/08/quora.html
Как стать хорошим разработчиком? https://fetisovvs.blogspot.com/2018/10/blog-post_87.html
Стоит ли становиться программистом: сложности профессии. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/08/blog-post.html
Стоит ли учиться на программиста? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/09/blog-post_51.html
GeekBrains: хочешь научиться программировать? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/06/geekbrains.html
Карьера программиста. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/02/blog-post_73.html
"Мой круг": сайт поиска работы в IT-индустрии. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/02/it_16.html
25 ошибок начинающего программиста. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/06/25.html
Как читать техническую литературу. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/12/quora-reddit-hacker-news.html
Как рассказывать о себе на собеседовании. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/05/blog-post_12.html
Какие ошибки никогда не стоит совершать программистам? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/01/blog-post_25.html
10 мифов о работе в ИТ. http://fetisovvs.blogspot.com/2015/01/10.html
Почему не нужно учить python первым языком. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/02/python_22.html
Шпаргалка Java-программиста 5. Двести пятьдесят русскоязычных обучающих видео докладов и лекций о Java. http://fetisovvs.blogspot.com/2015/12/java-5-java-java.html
Функциональное программирование: в Java и C# слишком много церемоний. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/05/java-c.html
5 правил работы с суммами. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/09/5.html
Самое сложное в программировании это… http://fetisovvs.blogspot.com/2017/10/blog-post_6.html
Отъявленный программист: лайфхакинг из первых рук. http://fetisovvs.blogspot.com/2015/08/blog-post_74.html
Юникод: необходимый практический минимум для каждого разработчика. https://www.blogger.com/blogger.g?blogID=79358826064008789#editor/target=post;postID=2420636049772252877;onPublishedMenu=overviewstats;onClosedMenu=overviewstats;postNum=21;src=lin
Серия видеоуроков по Git для новичков. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/02/git.html
Почему программистам нужны ограничения. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/01/blog-post_6.html
Настоящий герой в мире программирования: кто он? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/03/blog-post_2.html
Машина вместо человека: можно ли автоматизировать программирование? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/11/blog-post_2.html
Где больше платят программистам. Сравниваем 22 страны. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/06/22.html
Как не стать программистом или… тебе здесь не место. http://fetisovvs.blogspot.com/2018/03/blog-post_38.html
Почему программисты не получают работу: четыре страшилки. http://fetisovvs.blogspot.com/2017/11/blog-post_18.html
«Почини принтер, взломай почту и научи кодить». Что никогда не стоит говорить программисту? http://fetisovvs.blogspot.com/2017/10/kvby.html



Комментариев нет:

Отправить комментарий